Замена технических жидкостей

Моторное масло

Еще сравнительно недавно сезонный характер процедуры замены моторного масла был продиктован самим рынком таких масел, четко делившим их на «летние» и «зимние» сорта. С появлением «всесезонных» сортов моторного масла определяющим условием для очередной его замены стали показания одометра. Но и сейчас многие специалисты придерживаются мнения, что моторное масло следует менять по меньшей мере два раза в год: первый раз перед наступлением зимы, второй раз — перед летом.

Подавляющее число автолюбителей, привычно относя моторное масло к обычным смазочным материалам, привычно делает акцент всего лишь на одну его функцию. Но кроме надежной смазки пар трения, моторное масло должно способствовать и легкому пуску двигателя при низких температурах, и обеспечивать его надежную работу при высоких температурах, и отводить тепло от деталей двигателя, и следить за их чистотой. Помимо этого качественное моторное масло при необходимости должно успешно справиться и с функцией гидравлической жидкости, выдерживая давление до 100 МПа.

В период зимней эксплуатации автомобиля такие характеристики моторного масла, как температура застывания и динамическая вязкость при низких температурах, приобретают первостепенное значение. Низкая температура застывания способствует легкому пуску двигателя, а низкие показатели динамической вязкости — его хорошей прокачиваемости по масляной системе даже в морозную погоду.

Наилучшим образом выдвинутым требованиям соответствуют масла с синтетической основой. Базовая основа синтетического масла представляет собой продукт синтеза химических реагентов, что обеспечивает ее высокую однородность и стабильность свойств. Синтетические масла характеризуются низкой температурой застывания, стойкостью к окислению, хорошей смазывающей способностью и малой испаряемостью. Но при выборе моторного масла необходимо руководствоваться не собственными предпочтениями, а рекомендациями автопроизводителя, которые содержатся в сервисной книжке машины. Пренебрежение этим простым правилом может обернуться неправильным выбором масла, что вызовет нарушение условий смазки деталей двигателя и, как следствие, скорый выход из строя силового агрегата.

Трансмиссионное масло

Благодаря большим, чем у моторного масла сроком эксплуатации, с необходимостью замены трансмиссионного масла в заднем мосту, коробке передач или раздаточной коробке мы сталкиваемся гораздо реже. Впрочем, если календарь отсчитывает последние дни осени, а ресурс залитого в агрегаты трансмиссии масла уже выработан на 3/4 и более, имеет смысл всерьез задуматься о его замене.

В зависимости от конструкционных особенностей автомобиля на преодоление внутреннего трения трансмиссии может расходоваться до 50% поступающей от двигателя мощности. Поэтому на выбор трансмиссионного масла, наряду с такими важными характеристиками, как смазывающая способность, термоокислительная стабильность, стойкость к пенообразованию и антикоррозионные свойства, обеспечение легкого холодного пуска трансмиссии и экономия топлива, влияют вязкостно-температурные показатели.

При подготовке автомобиля к зиме по возможности лучше всего остановить свой выбор на качественных синтетических или полусинтетических трансмиссионных маслах с хорошим комплексом функциональных присадок. Конечно, стоят такие масла значительно больше минеральных. Но при этом они обладают более широким диапазоном рабочих температур, обеспечивают высокий уровень стабильности защитных свойств на протяжении всего периода их эксплуатации и рассчитаны на более продолжительный срок службы.

Тормозная жидкость

При оценке работоспособности тормозной жидкости основными двумя показателями являются температура ее кипения и кинематическая вязкость.

Согласно нормативно-технической документации срок службы традиционных типов тормозной жидкости на гликолевой основе (DOT 3 / DOT 4) не превышает двух лет.

За указанный период под воздействием высоких температур и химических процессов тормозная жидкость вырабатывает большую часть своего пакета присадок. В результате в тормозной системе автомобиля активизируется процесс коррозии. О его прогрессировании свидетельствует постепенное помутнение тормозной жидкости, что должно быть тревожным сигналом для всех автовладельцев. Но тем, чей автомобиль оборудован антиблокировочной системой тормозов, в этом случае надо быть особенно расторопными, так как замена того же испорченного ржавчиной соленоидного клапана системы ABS обойдется в копеечку.

Охлаждающая жидкость

Несмотря на низкие «забортные» температуры, зимой риск перегреть автомобильный двигатель велик как никогда. Тот, кто хоть раз пытался буксуя взбираться вверх по обледенелому склону, думаю, согласится с этим на первый взгляд, парадоксальным утверждением. Поэтому еще до наступления первого мороза система охлаждения автомобиля должна быть полностью проверена и подготовлена к зиме, в полной мере это относится и к охлаждающей жидкости.

Перед тем как принимать решение о том, менять или не менять жидкость, необходимо выяснить, что именно и когда было залито в систему. Напомним, что в зависимости от содержащихся в охлаждающих жидкостях антифризах, присадок — ингибиторов коррозии, весь их спектр можно разделить на три группы (или поколения, что будет тоже верно). Первая группа — нитритные ОЖ, расчетный срок службы которых 2 года, или 60 тыс. км пробега; к ним относится и хорошо всем известный тосол. Вторая — силикатные (безнитритные) ОЖ — 3 года службы, или 100 тыс. км пробега; на сегодняшний день именно эта группа антифризов получила наибольшее распространение в автомобильной среде. Третья группа — карбоксилатные (бессиликатные) ОЖ, которые готовы исправно работать в течение 4—5 лет, или на протяжении 150—250 тыс. км пробега. На сегодняшний день это совершенные, наиболее качественные, но вместе с тем и самые дорогие антифризы.

Незамерзающая жидкость для стеклоомывателя

Вероятно, с приближением холодов автовладельцы менее всего нуждаются в напоминании о специальной незамерзающей жидкости. Другой вопрос, какую именно незамерзающую жидкость заливать в бачок стеклоомывателя?

По логике принятых решений, с зимы прошлого года именно незамерзающие жидкости на изопропиловой основе должны доминировать в соответствующем сегменте отечественного рынка. Но на деле ближе к зиме у нас, как и прежде, активизируются многочисленные производители контрафактных незамерзающих жидкостей. В качестве основного сырья для их изготовления служит метиловый спирт, за оборотом которого в нашей стране пока еще не установлен строгий контроль. Поэтому и этой зимой нам следует ожидать очередного наводнения рынка сравнительно недорогими, морозоустойчивыми и без резкого запаха стеклоомывающимим жидкостями с метиловой основой.

И пусть выбор того или иного средства для стеклоомывателя — не более чем выбор наименьшего из зол, все же лучше, пусть даже в ущерб кошельку, покупать заведомо качественную продукцию на основе этилового или изопропилового спирта, от известного производителя. Помимо того, что такие жидкости наносят меньший вред нашему здоровью, они благодаря качественному пакету присадок обладают и лучшими моющими свойствами.